Город с умом

Онлайн консультация юриста в Москве

Уже четыре года Москва старательно превращается в «умный город» — создает с помощью новых технологий комфортную городскую среду. О том, как продвигается информатизация столицы, «Бизнес-журнал» поговорил с руководителем аналитического подразделения Департамента информационных технологий Москвы Алексеем Чукариным.

Москвич в объективе

— В 2011 году Москва первой из российских городов приняла масштабную программу по развитию коммуникационных и информационных технологий — впервые решено было разрабатывать и внедрять решения, охватывающие целый город. В какой степени государственная программа «Информационный город» на 2012–2018 годы следует международной концепции smart city — «умных городов»?

— Все ключевые компоненты smart city заложены в «Информационный город» изначально. «Умный город» — это не просто город с быстрым широкополосным интернетом и всевозможные гаджеты горожан, подключенные к единой сети. Разумеется, в программе обозначено развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и сервисов. Но гораздо важнее, что технологии в «умных городах» используются для решения комплексных задач: повышения качества жизни населения, снижения административных барьеров, более рационального использования городского бюджета и эффективного труда чиновников. Все эти цели преследуются и в «Информационном городе».

📌 Реклама

Отключить

Наиболее крупный и ресурсоемкий модуль программы касается создания всевозможных «умных» сервисов, услуг и инструментов для граждан. С его компонентами москвичи уже знакомы. Самая громкая из информационных систем, созданных в его рамках, — ЕМИАС, единая медицинская информационно-аналитическая система. Она активно разрабатывается с 2011 года и решает задачи амбулаторно-поликлинического звена — самого на тот момент слабого в городской системе здравоохранения. До внедрения системы никакой аналитики загруженности врачей первичного звена вообще не велось, а нам удалось развернуть — причем абсолютно во всех поликлиниках — систему управления потоками пациентов. «Детские болезни» ЕМИАС остались позади: сегодня 99% записей к врачу осуществляется именно с помощью этой системы. Вы можете прийти c карточкой социального страхования или медицинским полисом в поликлинику, отсканировать штрихкод с помощью инфомата и буквально в два нажатия записаться к любому врачу первичного приема. Либо сделать это через интернет — с компьютера или мобильного приложения. Ежегодно мы обучаем пользованию ЕМИАС десятки тысяч врачей. И даже жалобы пациентов, которые вначале ругались на «зеленую гадость», которую установили в поликлиниках, практически сошли на нет.

📌 Реклама

Отключить

Здоровье и безопасность граждан — два важнейших критерия для любого города, а для «умного» — тем более.

Не менее значима и востребована городская система видеонаблюдения, которая объединяет более 140 тысяч камер. На основании данных с видеокамер ежегодно раскрываются тысячи преступлений, причем не только мелкие, вроде разбитого стекла в машине, но и особо тяжкие. Главные потребители информации с камер — правоохранительные органы. Но неразумно было бы покрыть город мощной сетью видеонаблюдения и отдавать картинку только полиции. Видеокамерами пользуются территориальные инспекции, коммунальные службы, префектуры и управы. Для контролирующих органов это возможность в режиме онлайн проследить за уборкой территории, ремонтом. Камеры отрабатывают заявки граждан с интернет-порталов и мобильных приложений. Их мощности хватает для того, чтобы приблизить и рассмотреть любой объект — без выезда на место. И если результаты такой удаленной проверки окажутся неудовлетворительными, то инспекции могут выставить штраф нерадивым подрядчикам. Так что, кроме всего прочего, видеонаблюдение вносит лепту в пополнение городского бюджета.

📌 Реклама

Отключить

— Насколько готова была ИТ-инфраструктура Москвы к внедрению решений «Информационного города»? Можно ли тиражировать ее опыт на другие города России?

— За прошедшие четыре года с момента запуска программы мы почти полностью отказались от разрозненных территориальных центров обработки данных (ЦОДов), которые стоили бюджету колоссальных денег. В каждом департаменте на балансе имелся один, а то и несколько дата-центров, требовавших средств на эксплуатацию, развитие, модернизацию, лицензирование и так далее. Первым делом мы взялись за агрегирование данных и их резервирование в едином городском ЦОДе.

Читайте также  На самом деле, это Москва кормит всю остальную Россию?

Что касается тиражирования опыта, то это важная функция департамента информационных технологий. Мы разрабатываем различные региональные отраслевые стандарты, чтобы инициативы, которые обкатываются на Москве, могли получить федеральный размах и уйти в дальнейшем в регионы.

📌 Реклама

Отключить

Кто умнее

— Каким образом «умный город» вовлекает своих жителей в процессы информатизации?

— По официальным данным, население Москвы составляет 12,2 млн человек, по экспертным оценкам, здесь проживает почти 15 миллионов. Вне зависимости от того, какую цифру выбрать в качестве контрольного параметра, на московском портале госуслуг Pgu.mos.ru зарегистрировано 4,6 млн уникальных пользователей. Все это реально существующие люди, которые оформляют через портал загранпаспорт, записывают детей в детский сад, подают сведения о показаниях счетчиков горячей и холодной воды, получают результаты ЕГЭ… Статистика говорит, что это самый популярный государственный сайт в целом по России. Помимо него, у нас есть целый набор решений, с помощью которых мы взаимодействуем с гражданами и вовлекаем их в городское управление. Это портал Gorod.mos.ru, «Активный гражданин», краудсорсинговая платформа Crowd.mos.ru. В идеале вовлечение жителей должно происходить органично. Нам удалось создать удобные и действенные инструменты общения с городскими управляющими структурами — и люди активно ими пользуются.

📌 Реклама

Отключить

Вообще, в России принято обвинять власти в закрытости и непрозрачности. «Информационный город» призван разрушить этот стереотип. Набирает популярность портал открытых данных Data.mos.ru: в настоящее время на нем опубликовано более 300 наборов данных практически из всех отраслей столичной жизни. На нем можно найти адреса поликлиник, детсадов, школ, управ, перечень точек доступа к Wi-Fi, карту велодорожек, мест отдыха. Данные постоянно пополняются, обновляются и актуализируются в зависимости от сезона и происходящих в городе событий. Если летом мы публикуем список разрешенных для купания водоемов и пляжей, то зимой выйдет справочник по каткам и елочным базарам. Всей информацией можно пользоваться как в личных целях, так и в качестве информационной базы при создании сторонних мобильных приложений. Не так давно мы сравнили Москву с другими мегаполисами мира и пришли к мнению, что уровень раскрытия данных у нас значительно выше.

📌 Реклама

Отключить

— В чем еще Москва «умнее» других мегаполисов, а в чем ей не хватает информационного «интеллекта»?

— Когда начинаешь сравнивать, имеет смысл разделить «конкурентов» на две группы — восточные города и западные. Различия между ними принципиальные. Для восточных, прежде всего азиатских, smart city — это в первую очередь открытое правительство. Информационные решения используются для совместного управления городом: власти с их помощью выносят на референдум какие-либо проблемные вопросы. Причем обычно в «удобной» формулировке: «Не против ли вы, если мы сделаем то-то и то-то?» Инфраструктура в случае азиатских городов — не компонент smart city, а ресурс, которым город давно пользуется по сложившемуся алгоритму. В западных же «умных городах» на первом месте по важности — создание инструмента для обращения граждан: пожаловаться на шумного соседа или получить информацию о том, какое ведомство занимается решением определенного вопроса. Для этого информационные департаменты агрегируют сведения обо всех доступных сервисах на территории города. В Нью-Йорке, например, гражданин может получить на городском портале информацию о том, куда ему надо обратиться за госуслугой, но он не получит эту услугу в электронном виде.

Читайте также  Количество крыс в Москве превышает число москвичей

📌 Реклама

Отключить

Нам пришлось сочетать элементы и функции западных и восточных «умных городов» — и создавать еще более удобные решения. Так, сейчас на территории России реализуется концепция многофункциональных центров, в которых можно получить любой государственный сервис в одном месте. Если же говорить о недоработках, то в некоторых наших системах до сих пор случаются сбои и ошибки. Люди быстро привыкают к простому и легкому доступу к услуге и негодуют, когда не могут им воспользоваться. Например, при оплате парковки с помощью мобильного приложения иногда сбоит оператор сотовой связи — и поставить автомобиль не удается. Тем не менее количество ошибок в приложении за последний год сократилось на два порядка.

Цена интеллекта

— Построение «умного города» обходится Москве в изрядную сумму: объем финансирования программы «Информационный город» на 2012–2018 годы составляет свыше 440 млрд руб­лей, включая поступления из внебюджетных источников. На старте программы московское правительство заявляло о намерении монетизировать сервисы и решения, которые будут использоваться в столице. Как это планируется делать в социально важных системах — например, в рамках ЕМИАС?

📌 Реклама

Отключить

— В ЕМИАС пока никакой монетизации нет, и в ближайшее время мы не будем делать ничего, что удорожало бы сервис для конечного пользователя. Главный экономический эффект и финансовый результат от внедрения системы связан с сокращением расходов на администрирование потоков пациентов. Значительно снизились затраты на содержание административно-управленческого персонала, причем не столько в поликлиниках, сколько на уровне префектур, окружных дирекций, департамента здравоохранения. Управление медициной в Москве стало дешевле и эффективнее.

Монетизацией базовых городских сервисов мы заниматься не собираемся. Информатизация задумывалась не для того, чтобы продавать место в очереди в ЕМИАС или устраивать аукцион на поступление в первый «А» класс в престижной школе. А как раз для того, чтобы такую практику устранить. Деньги можно брать только за дополнительные услуги. Показательный пример — парковки: хочешь передвигаться по центру города на автомобиле — плати. Зарабатывать можно, например, на видеонаблюдении. Сейчас мы ищем техническую возможность открыть видеокамеры для публичного доступа по подписке. Граждане смогут за определенную плату подключиться к камере, которая им интересна: скажем, мониторить придомовую территорию или школу, в которую ходит их ребенок. Понятно, что здесь важен вопрос безопасности: горожанину придется каким-то образом валидировать свое право доступа к камере (например, по прописке), чтобы камеры не использовались для слежки или каким-либо нецелевым образом. Мы уже тестируем такой сервис в нескольких пилотных проектах.

📌 Реклама

Отключить

— «Умный город» — концепция, нацеленная главным образом на индивидуального потребителя, горожанина. А какие «умные» сервисы или решения заточены под то, чтобы сделать легче и комфортнее жизнь московского бизнеса?

— Коммерческие компании тоже могут участвовать в создании и использовании информационной инфраструктуры города. В 2013 году мы запустили портал поставщиков Market.zakupki.mos.ru — единую интернет-площадку, где компании и индивидуальные предприниматели взаимодействуют в электронном виде с госзаказчиками города Москвы. На портале зарегистрированы тысячи госзаказчиков — школы, поликлиники, департаменты и ведомства. Предприятия довольно быстро и просто могут получить доступ к офертам на закупки товаров, услуг, работ. Сегодня здесь зарегистрировано более 35 тысяч поставщиков. В 2014 году через портал было заключено контрактов на общую сумму около 20 млрд рублей. Поскольку речь идет о небольших объемах закупок, поставщиками, как правило, становится средний и малый бизнес. Закупки абсолютно прозрачны, все сведения о заказах открыты: каждый поставщик видит в системе любой набор оферт по ключевым словам, ценнику, типу организации, которая выставляет этот запрос. Департамент информационных технологий и сам активно размещает заказы среди субъектов малого предпринимательства.

Читайте также  В какой филиал ФСС обращаться московским организациям

📌 Реклама

Отключить

Помимо прочего, ДИТ инициирует введение новых видов патентной деятельности для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Мы всеми способами пытаемся дать бизнесу возможность дешево купить патент и легально освободиться от любых налогов. С 1 октября 2015 года появится два новых патента — ремонт компьютерной и коммуникационной техники и разработка программного обеспечения.

Крупный бизнес, как правило, участвует в масштабных проектах: мы, например, совместно развиваем городскую инфраструктуру. Одна из целей программы «Информационный город» — развитие телефонии и технологий 4G. Операторы «большой тройки» давно жаловались, что для них затруднен доступ к административным зданиям: там нельзя размещать базовые станции. При нашей поддержке нужное разрешение было получено, и теперь ставить базовые станции можно даже на светофорах. Другой совместный проект — упомянутое уже видеонаблюдение: строить собственную сеть дорого и нецелесообразно, поэтому город просто покупает «картинку» у множества поставщиков услуг.

📌 Реклама

Отключить

— Насколько в целом затратно содержание московских «умных систем»?

— Годовой бюджет департамента — 20–25 млрд рублей. Цифра кажется внушительной, но если разделить ее на всех горожан (а это 10% населения всей страны), то удельные расходы оказываются не особенно большими. Городское хозяйство обходится в сумму около полутора тысяч рублей в год на человека. Проблема в том, что ИТ-отрасль, как известно, импортозависима. Содержание ЦОДов, лицензии на программное обеспечение — за это нужно платить, причем часто в валюте. Если ровно год назад я говорил, что у ДИТ в оперативном управлении находится миллиард долларов, то сегодня эта сумма снизилась до 300 миллионов. Курсовые скачки мы переживаем довольно остро.

— Какие задачи «Информационного города» необходимо выполнить до завершения программы?

📌 Реклама

Отключить

— Опыт показывает, что Москва действительно становится более умной, жизнь в городе — комфортной, а городское управление — более эффективным. Об этом говорит хотя бы тот факт, что за четыре года стоимость обслуживания одного рабочего места чиновника снизилась в десять раз.

До конца года основная задача департамента будет заключаться в том, чтобы дорабатывать имеющиеся сервисы и ни в коем случае не допускать сбоев в инфраструктуре, развернутой в городе, — как собственной, так и операторской. Несмотря на то что объем финансирования программы де-факто сократился из‑за ослабления рубля, все поставленные программой цели остаются актуальными. Во всех социальных объектах Москвы до конца 2016 года должен быть полностью реализован информационно-коммуникационный компонент. Другими словами, любая государственная (или окологосударственная) функция должна быть доступна всем горожанам вне зависимости от их местонахождения. Еще одна цель программы — снижение стоимости услуг связи на территории города как для физических, так и для юридических лиц. Кроме этого, все общественные зоны — пешеходные улицы, парки, места отдыха, транспорт — должны быть оснащены инфраструктурой доступа к высокоскоростным сетям. Сейчас около 40–50% города накрыто теми или иными локальными узлами Wi-Fi. В соответствии с новыми требованиями, владельцам этих точек придется аутентифицировать всех пользователей по паспортным данным или с помощью СМС-доступа. Многим проще вырубить точку доступа, чем заморачиваться с аутентификацией или платить штраф за нарушение требований. Думаю, решение будет найдено: мы прорабатываем с юристами схему, по которой поставщики услуг Wi-Fi интегрируются в городскую сеть с единой аутентификацией пользователя без дополнительных регламентных сложностей.